How Can I Sleep With Your Voice In My Head?..

Последним альбомом легендарной норвежской группы A-ha числится пластинка бэстов, записанная на концертах в Швеции, Англии, Германии, Франции и Голландии осенью 2002 года и ставшая для поклонников коллектива истинным подарком. Теперь каждый почитатель творчества A-ha может иметь в своей фонотеке кусочек живого концерта норвежской троицы и при его прослушивании вспоминать или представлять себе те минуты счастья, когда ты стоишь перед сценой и понимаешь, что здесь и сейчас A-ha поют именно для тебя... При первом взгляде на альбом возникает мысль о том, что ребята мощно поработали. Пластинка, состоящая из двух CD, содержащая в себе 20 песен и восьмиминутный видеоролик о гастрольной жизни коллектива, носит имя "How Can I Sleep With Your Voice In My Head". Название, безусловно, удачное и прекрасно подходит к живому альбому. Наверняка каждый человек, побывавший на концерте A-ha, испытывал это чувство - когда пытаешься уснуть, а сна ни в одном глазу, когда эмоции рвутся наружу, а в голове всё ещё звучит голос Мортена... В такой момент как нельзя актуальной становится эта фраза - How Can I Sleep With Your Voice In My Head?.. На обложке изображён морской котик, значение которого каждый может истолковать по-своему. Мне приходилось слышать предположения о том, что зверёк, находящийся между поверхностью воды и дном, характеризует состояние группы. Но лично для меня состояние A-ha на данный момент остаётся загадкой, так что я с одним знакомым, также поклонником норвежского трио, решила найти другое объяснение. В итоге, знакомый сказал очень интересную фразу: "А ты знаешь, что значат арки на "Lifelines"? Или кусок самолёта на "Minor Earth/Major Sky"? Вот и я тоже не знаю. Понимаешь, у A-ha всё должно быть удивительно и неожиданно, в том числе и обложки альбомов, надо же как-то оправдывать своё название..." На том и порешили - A-ha захотели всех удивить, и им это удалось. Для ненасытных фанатов диски снабдили небольшой книжечкой, где на фоне кадров с концертов группы и непосредственно фотографий самих норвежцев мы можем прочитать слова припева песни "The Swing Of Things", фраза из которой и удостоилась чести озаглавливать альбом. Список песен немого удивляет. Казалось бы, пластинка состоит из лучших песен группы, хитов всех времён и народов, однако каким-то образом среди самых мощных творений оказались вещи, которые трудно отнести к бэстам. Также вводит в заблуждение тот факт, что на альбоме нет ни одной песни с "Memorial Beach", пластинки, которая до сих пор считается сильнейшей работой A-ha. Возможно, это уже мои капризы, но лично мне очень хотелось бы услышать "Locust" или "Dark Is The Night" в концертном исполнении. Далее обратимся непосредственно к музыке. Альбом слушается удивительно легко, без напряга, причём в лёгкости A-ha переплюнули даже легендарных U2, которые считаются одной из лучших живых групп, однако их концерты слушаются очень тяжело. Качество исполнения приятно удивляет, невероятно радуют восторженные крики и аплодисменты в начале и конце каждой песни. Признаться, первую песню я слушала, затаив дыхание, и, казалось бы, как истинная поклонница должна была быть уверена в своих кумирах, однако, наслушавшись в последнее время совершенно бездарных живых исполнений, я держала пальцы крестиком, лишь бы норвежская троица "не пролетела". И, видимо, крестики из пальцев помогли, ибо A-ha показали класс и преподали бесподобный урок многим музыкантам. Безусловно, песни для альбома тщательно отбирались, и, возможно, что на концертах исполнение некоторых песен не так идеально, но в живом исполнении всё никогда не бывает без сучка и задоринки, и если не удалась одна песня, то удастся другая.
"Плюсы".
"Плюсов", безусловно, гораздо больше, чем минусов. Все песни сыграны в более роковом звучании, электрогитара часто присутствует в тех песнях, в которых изначально её не было, и, как мне кажется, влияет на песни исключительно положительно. Думаю, что теперь те поклонники A-ha, которые любят музыку в стиле альбома "Memorial Beach" и не признают мягких мелодий с "Lifelines", были удивлены, услышав утяжелённый вариант заглавной песни с последнего. Очень радует бэк-вокал; Пол, Магс и Аннели Дрекер спели бесподобно, "Forever Not Yours" и "Lifelines" исполнены просто идеально. Особенно приятно слышать женский вокал в "Crying In The Rain", "Oranges On Appletrees" и "Stay On These Roads". Мортен тоже не подвёл, все нотки вытянул очень аккуратно и как всегда был на высоте. Также невероятно симпатично выглядят те места в песнях, где он забывает или путает слова. Их очень мало, однако когда он уверенно поёт "... of no turning back...", а Пол и Магс не менее уверенно подпевают "...where I'm losing the grip...", звучит это невероятно мило. Помнится, как-то однажды, слушая ранние работы A-ha, их молодые задорные голоса, я задумалась - как же эти песни звучат сейчас, когда музыкантам не 20, а уже за 40 лет... И вот, услышала. И приятно удивилась. "Manhattan Skyline", "I've Been Losing You", "The Sun Always Shines On TV", "The Swing Of Things", "Hunting High And Low", "Scoundrel Days", более спокойные, осознанные, остепенившиеся, слушаются уже иначе, однако не потеряли своего настроения, содержания и красоты. За это ребятам огромный респект, признаюсь, не ожидала, что вы исполните их ТАК... По старой доброй традиции, "Hunting High And Low" и "The Living Daylights" исполняются с дружным бэк- (или, скорее, фронт-) вокалом зрителей. И этот стройный хор, готовый петь вечно припевы этих двух песен, звучит невероятно красиво и даже в маленькой комнатке создаёт атмосферу концерта. Также общение музыкантов с аудиторией дарит удивительное чувство близости с ними. Казалось бы, сейчас закроешь глаза - и ты уже там... Отдельный респект Полу за исполнение "Sycamore Leaves" и Магне за "Dragonfly". После привычных вариантов приятно было услышать новые версии песен. Хочется закончить этот перечень одной скромной фразой лично от себя. Спасибо вам за живое лето...
"Минусы".
"Минусы" достаточно необычные, и в каждом "минусе" есть свой "плюс". Редко случается так, что живое исполнение песни превосходит студийный оригинал. Однако в случае с A-ha это именно так. "Sycamore Leaves" в исполнении Пола произвела на меня такое несгладимое впечатление, что оригинал и в подмётки не годится. И если раньше я не питала к песне никаких особых чувств, то теперь просто схожу с ума по её живому исполнению и не переношу студийную запись. Пол, бесконечный респект! Подобная история и с "The Swing Of Things". Живьём она спета чуть медленнее оригинала, и голоса музыкантов более взрослые, от чего песня звучит по-иному. Заслушав её до дыр, я стала слушать студийный вариант и была шокирована - настолько привыкла к концертному исполнению, что теперь оригинал показался мне слишком быстрым и легкомысленным. Прежде, чем привыкнуть к нему вновь, пришлось послушать песню раз 10. Однако и по сей день я считаю, что концертный вариант превосходит студийный. Нечто похожее и по поводу "Summer Moved On". В последнем припеве концертного варианта Мортен так красиво и необычно спел "…don’t just walk away…", что я просто замираю, когда слышу эту песню. Таким образом, при прослушивании студийной записи, мне так и хочется услышать эту необыкновенную фразу, но… увы, в оригинале всё как было, так и осталось, и мне остаётся либо грустно вздыхать, либо слушать концертник. Что касается "Take On Me", то здесь всё с точностью наоборот. Песня, безусловно, легендарная, визитная карточка A-ha, и без неё на концерте обойтись невозможно. Но, да простят меня музыканты, шутливая песенка, написанная ими ещё в юношеском возрасте, звучит немного нелепо из уст сорокалетних мужчин. Ну и главный недостаток "How Can I Sleep With Your Voice In My Head" в том, что... очень мало песен. Да, когда даёшь на затравку фанату пусть даже два диска концертных песен, ему хочется ещё и ещё... И после прослушивания дисков, после энергичной "Sycamore Leaves" "концерт" как-то неожиданно заканчивается... Ушли и не попрощались. Кстати, на месте A-ha, я поставила бы последней песню со словами прощания, так был бы логический конец, а не уход по-английски...
Теперь перейдём к видео треку. Казалось бы, какие-то восемь минут, а сколько впечатлений... Сам трек смонтирован в виде маленького, логически начатого и завершённого фильма под названием "A-ha Tour 2002", снятого на любительскую камеру супруги Пола Воктора Лорен Савой. Изначально приятно удивляют кадры обычного человеческого общения дружного коллектива музыкантов, спокойного времяпровождения во время переездов. Неожиданно из этой расслабленной атмосферы попадаешь вместе с музыкантами в толпу диких фанатов, которые от бесконечной любви готовы тебя растерзать. Признаться, после этих кадров я была в шоке - как ужасно, когда в каждом городе тебя встречает вот такая орущая толпа... И удивилась терпению и вниманию, с которым A-ha переносят это. Не менее неожиданно, мы переносимся в закулисную жизнь группы. Не может не вызвать улыбки Пол, видимо, ни на секунду не расстающийся с гитарой. Радует надпись, которую Лорен сняла крупным планом: "A-ha - one big happy family". Закулисная жизнь коллектива чередуется с кадрами с концертов, на которые безумно хочется попасть... Единственный вопрос, возникающий у меня после просмотра этого ролика - это человек, которого клали на носилки. Это что, такой яростный поклонник, или же просто режиссёр решил усугубить кадры при исполнении и без того нерадостной "Sycamor Leaves"? Очень трогательно выглядит общение Лорен с двумя поклонницами, которые, надо сказать, держались молодцом, ибо я, как мне кажется, забыла бы от неожиданности все английские слова. Невероятно радует празднование в ресторане дня рождения Мортена, при просмотре которого возникает ощущение, что A-ha действительно one big happy family. Затем снова идут достаточно увлекательные кадры жизни музыкантов вне сцены, после чего подготовка перед выходом на сцену и сам концерт. Притом сложно передать чувство в тот момент, когда A-ha поднимаются на сцену... Так хочется перенестись в то время, в тот концертный зал... Но 8 минут заканчиваются, и заканчиваются очень трогательно грустной говорящей фразой "I've Been Losing You", криком души фаната... И страхом перед тем, что мы действительно можем потерять A-ha навсегда... Однако, как спасение, появляется фраза "to be continued" и, подарив надежду на продолжение, растворяется во тьме, оставляя нас в сомнениях наблюдать битву этих двух фраз... Чтож, A-ha потрудились на славу, сделав огромный подарок поклонникам и подведя итог 20 лет совместного творчества. Группе пошёл третий десяток, и хочется надеяться, что он будет не менее громким и плодотворным, чем предыдущие два. …В каком-то летящем состоянии, пытаясь подавить откуда-то появившиеся слёзы и размышляя о дальнейшей судьбе кумиров, ставлю диски на полку… И неожиданно ловлю себя на том, что тихонько напеваю одну единственную фразу: "Oh but how can I sleep with your voice in my head?..."

Сайт управляется системой uCoz